Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть (с)
Наркотики и алкоголь - этому есть место в твоей жизни?
...сам не употребляю наркотики, а алкоголь употребляю редко.
1996
Два лучших номера "Mephisto" и "Vampiria" утвердили в сознании фэнов, что Moonspell, пожалуй, является лучшей группой нео-готики. Однако эти песни на концертах звучат несколько иначе, нежели варианты, представленные в студийной записи. Чем вызвано такое видоизменение, рассказывает вокалист и главный текстовик группы Фернандо.
Мы очень устали от такого рода эстетики. Некоторые люди говорили нам об этом, и они были абсолютно правы. Но я всегда пытался описывать подобные вещи различными способами. Когда я писал о вампирах в песне "Vampiria", которая является одной из самых наших любимых, люди не совсем верно поняли тот смысл, который я изначально туда вкладывал. Также и в песне "Mephisto" имеются в виду мифы и литературные фигуры, и идея была таковой, чтобы люди чаще задумывались об этом. Но, конечно, у нас это не получилось.
Продолжение
Сам же Фернандо о своей музыке отзывается следующим образом:
Я никогда не считал нашу группу пуританской, придерживающейся каких-либо канонов; некоторые люди причисляют нас к Gothic, но я действительно не понимаю, зачем загонять себя в искусственные рамки, к тому же Gothic – лишь малая часть стиля под общим названием Heavy Metal. Я думаю, что у нас рок-ориентированное звучание, иногда мы становимся агрессивными, иногда металлический саунд уходит на второй план, но я думаю, что нас нельзя причислить к каким-либо стилям.
У нас металлическая основа, роковые корни, но мы начинали как группа, свободная от каких-либо предрассудков, мы часто использовали акустические гитары, приспосабливали другие инструменты, так что мы никогда не были металлическими ортодоксами.
...к примеру, песня "Eurotica" навеяна вовсе не тем, о чем вы подумали. Это навеянная социальными антиутопиями Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла, песня о ЕЭС, о котором Фернандо отзывается не более и не менее как о "политическом и интеллектуальном клонировании" в Европе.
...Я думаю, что люди смогут понять, что группа Moonspell не является политической группой, но происходят определенные социальные, может быть, политические вещи, мимо которых нельзя пройти, и поскольку эти вещи существуют, я хотел бы высказать о них свое мнение.
Существуют, однако, вещи, которые интересуют Фернандо не меньше, чем политика. Это… философия!
Ну, к примеру, песня "Handmade God" написана о книге "Эссе о христианстве", которая была написана немецким философом Людвигом Фейербахом. После прочтения этой книги у меня начался кризис мышления, потому что я был воспитан как настоящий католик. И я тогда сказал себе: я не хочу больше об этом думать, потому что все написано в этой книге. Это меня просто потрясло. Главная концепция книги состоит в том, что человек сам себе творит Бога, и вся философия в этой книге строится на этом, а теперь и моя жизненная концепция. Я думаю, что вера и все остальное суть человеческого творения, и очень интересно наблюдать, как человек себя ограничивает в чем-то или что-то себе запрещает, потому что это расходится с его верой или религией.
...величайшая заслуга Ницше в том, что он писал афористичным языком, выгодно отличающимся от сверхзаумных работ Канта или Декарта, потому что они не были поэтами и не знали, как красиво изложить свои мысли. Но я не люблю группы, которые заявляют, что они читали Ницше. Да они ведь не понимают его по настоящему, они только говорят о том, что прочитали "Анти-Христианина". Сколько они страниц прочитали? Пятнадцать? Двадцать? Все, на что они способны - это написать о атеизме.
1998
...в каждом интервью я повторяю, что мы не “корневая” группа. Конечно, корни – это основа всему, но давай посмотрим на все дерево, если использовать такое сравнение. Я думаю, Moonspell больше заботится о плодах, нежели о корнях. Мы не можем быть в андеграунде всю жизнь.
Так теперь вы – мэйнстрим?
Нет, я не это имел в виду. Мы имели большой успех в андеграунде, и я знаю, что каждый в андерграунде хочет, чтобы его музыку воспринимали всерьез. Андеграунд – это определенная культура, и я думаю, Moonspell – часть этой культуры. Нет, мы не имеем ничего общего с мэйнстримом. Мы не бизнесмены, мы – музыканты! Люди подразумевают под андерграундом абсолютно разные вещи, но для меня андерграунд – это, прежде всего, внутреннее состояние, а не цифры.
Помню, два года назад ты сказал, что вы репетируете в гараже. А как у вас обстоят с этим дела сейчас?
Мы перебрались в… другой гараж. В Португалии очень трудно найти подходящее место для репетиций, но нам довольно удобно там.
...в другой стране мы бы не смогли жить за счет музыки: ни в Англии, ни в Германии, ни в Норвегии, а в Португалии мы уже полтора года живем за деньги с Sin/Pecado.
1999
...для меня идеал концертника - это "The Song Remains the Same" Led Zeppelin. 90 минут музыки, 22 песни, в которых отражена вся история, весь путь группы.
...а потом, когда мы записали "Irreligious"... Альбом вышел очень вовремя, особенно в Германии, где в то время смесь готики и металла была безумно популярна, а у нас уже были в запасе такие песни, как "Vampiria" и "Erotic Alchemy". Так что нас наряду с некоторыми другими командами можно считать одними из пионеров данного жанра.
MetalKings.ru: назови пять альбомов, которые ты возьмешь с собой на необитаемый остров?
Обычно я называю диски, которые больше всего на меня повлияли, изменили меня как человека. Итак, это Bathory "Blood Fire Death", потом Root из Чехии и их диск "Hell Symphony", Type'O'Negative "Bloody Kisses", Celtic Frost "Into The Pandemonium", который имел огромное влияние на "Under The Moonspell". А вот с пятым сложнее…Может, что-то не имеющее никакого отношения к тяжелой музыке, вот, например, очень хороший альбом Питера Гэйбриэла "Passion", где записана музыка к фильму "Последнее искушение Христа". Очень хорошая этническая музыка. Она особенно сильно повлияла на нас во времена "Under The Moonspell" и "Wolfheart", хотя и не имеет никакого отношения к металлу, но сама по себе просто великолепна.
...а при написании "Butterfly…" мы вообще не думали о том, как его будут воспринимать. Это пластинка с очень серьезной, почти научной концепцией об Апокалипсисе, о теории хаоса, и мы просто хотели написать саундтрек ко всему этому. Это не такой уж и простой альбом. В плане текстов - это вообще один из самых навороченных дисков Moonspell, а может, и самый навороченный.
...я никогда не выпущу незавершенный альбом, который проработан только наполовину. Люди могут ненавидеть "Butterfly…", могут ненавидеть "Irreligious", но дело не в этом, а в том, что я никогда не слышал, чтобы кто-то называл диски Moonspell некачественными или безликими.
...тогда я начал брать уроки у преподавателя из Германии. Она достаточно известный человек на нашей сцене, ее голос звучит на альбомах Sentenced, Tiamat и у нас самих. Зовут ее Бриджит Захер. У нас она исполнила женские партии на "Erotic Alchemy" и "Raven Claws". У нее очень красивый голос, и она просто прекрасный учитель.
...а вокалистом Moonspell я стал следующим образом: в то время мы все писали тексты и никак не могли решить, кто же будет петь. Мы хотели создать свой коллектив, но еще не решили, кто на чем будет играть. А я написал лучшие тексты. Это не значит, что они были очень хорошие, просто у всех остальных получился вообще какой-то ужас. Мои работы на этом фоне смотрелись вполне сносно. Я немного попрактиковался с диктофоном, записал блэковый вокал, дэтовый вокал. Вообще, в начале я собирался стать барабанщиком в другом проекте под названием Archangel. То есть, в одно и то же время существовало два проекта, две группы - Archangel и Morbid God, а потом я просто сказал остальным: "Зачем нам две группы, в которых играют одни и те же люди? Давайте лучше сконцентрируемся на одной". Сочинять песни для Morbid God становилось все сложнее и сложнее, а представьте, что нужно было это делать для двух групп. Так я и стал вокалистом.
...как я уже говорил, мне больше по душе более серьезные коллективы, такие, как Led Zeppelin - отличные тексты и сильная концепция, еще мне нравятся The Doors и Black Sabbath. Это гораздо более серьезные группы. Именно поэтому у меня не так много записей Kiss, одна или две, но у меня очень много пластинок The Doors и Led Zeppelin.
...я терпеть не могу группы типа Hammerfall или все эти клоны Helloween. Во-первых, я не люблю сам Helloween, а потом, мне кажется, что группы подобного плана очень уж предсказуемы. Если они хотят написать песню о битве, они точно назовут ее "Warrior of the Sword" или что-то типа того, если они захотят написать песню про дождь, они назовут ее "Rain". Мне кажется, что металлические группы могут делать боле качественный продукт. Я помню, что в 1998 году, особенно в Германии, все словно чокнулись на подобной музыке, и она быстро распространилась по всему миру, но сегодня все нормализовалось. Если бы не возвращение старых групп, кого с отличным материалом, кого - с полной чепухой, все бы уже кончилось. Короче, мне это не нравится. Я называю такой стиль "хэппи-металл"…
...если у нас будет достаточно денег, в следующий раз мы привезем полный сценический комплект, который напоминает реквизит к фильму Тима Бартона "Nightmare Before Christmas".
(выполнят ли свое обещание? Думаю, вряд ли...-S.D.)
MetalKings.ru: У тебя есть талисман или амулет, без которого ты никогда не выйдешь на сцену? Вещь, которая заранее предопределит, что шоу пройдет хорошо?
У меня есть вот это кольцо с пентаграммой. Это кольцо для меня очень особенное. Я почти всегда выступаю с ним. Мой талисман - это моя сценическая одежда, которую я стираю очень редко, и особенно мои кожаные штаны, с которыми я провел 3-4 тура. Мне пришлось одни уже сменить, т.к. они уже держались исключительно на скотче - еще один или два концерта, и я бы пошел на сцену голым. Новые штаны мне подарил Педро, я сам никогда ничего не покупаю. И теперь они тоже стали одним из моих талисманов. Во время тура в поддержку "Sin", у меня был другой талисман - медальон Солнца из культуры Ацтеков. Он очень хорошо вписывался в концепцию альбома, которая была связана с неким чувством религиозного торжества. Но обычно - это кольцо с пентаграммой, мои кожаные штаны, и моя система персональных ушных мониторов, с помощью которых я себя слушаю. Я никогда не выхожу без них на сцену. Я всегда одеваюсь в одну и ту же одежду, и у меня еще есть моя шляпа. Короче, полно всего.
MetalKings.ru: Расскажи о самом курьезном случае, произошедшем на концерте?
Самый курьезный случай был, когда мы играли с Kreator на разогреве на нашем европейском турне "Butterfly Effect". Итак, играли мы в очень странной местности в итальянском Тироле. За сценой открывался вид на Альпы, и нам просто пришлось его закрыть нашим задником. Так вот, создавалось впечатление, что все на концерте разбились на пары и просто откровенно трахались. Я сам видел несколько пар, которые делали это прямо в зале. Видимо, Moonspell в тот вечер создали какую-то особую ауру, прямо как на ведьминском шабаше. Я почти уверен, что никто не знал, что за группы выступали. Народ пришел туда, потому что это была местная вечеринка. Но самая странная и забавная вещь произошла под конец вечера - я видел, как люди начали танцевать так, как обычно танцуют на бальных танцах, но происходило все это под "Pleasure to Kill". Все были в усмерть пьяные. Всего и не перечислишь, но венцом всего стал парень, который просто отлил на "креаторовский" задник. Может, он так с нами попрощаться хотел?
MetalKings.ru: Твой любимый алкогольный коктейль?
Мне нравится все кислое, например, водка с лимоном, ром с лимоном, абсент с топленым сахаром. Мой любимый напиток - красное вино.
MetalKings.ru: Как ты борешься с похмельем?
А лекарства-то никакого еще не изобрели. Есть таблетки, которые помогают. У меня похмелье после вискаря с ромом. После красного вина утром просто ужасно воняет изо рта, но зато нет похмелья. У меня, по крайней мере. Какого-то специального рецепта нет - избегайте похмелья!
(Хм...А в 1996 г. говорил, что пьет редко..-S.D.)
2002
Что ты чувствуешь, стоя на сцене? Как проходит процесс перевоплощения - есть ли ощущение некой внутренней перемены под воздействием атмосферы той или иной песни? И - каким бы ты хотел предстать в эти минуты перед своими зрителями, слушателями, фэнами?
Прежде всего, я стараюсь воплощать свои песни (особенно лирические образы) духовно и - уже как следствие - физически. Этот процесс далёк от глупого психоанализа "переселения" из одного персонажа в другой - ибо считаю, что такое "переселение" слишком мелко, оно не выходит за уровень банальной маски. Откровенность, истинность и сила рождаются только в единении "личность-и-образ"... и в этом плане моё представление всегда спонтанно, смена движений и мимики происходит сама по себе: это как бы отдельная от меня жизнь... Если зрители смогут в ней что-то увидеть, соотнести себя с этим, прочувствовать магию общения - хорошо. А уж КАК они все это увидят - это зависит только от них, от неповторимости момента и глубины нашей интимно-духовной связи. Я не могу это определить, могу только в чем-то повлиять - в той или иной степени.
Ты всегда отличался нестандартным использованием христианской символики в своих текстах. Иногда довольно провокативно, но... всегда интересно. Я просто попрошу тебя прокомментировать несколько моментов, хорошо? Во-первых, образ и характер Иисуса Христа. Веришь ли ты, что он реально существовал - и что можешь сказать о ницшеанской трактовке "психологии Спасителя"? Согласен ли с ней?
Во-вторых, ты частенько изображаешь его (Христа) в крайне эротичном, сексуальном контексте, что само по себе выглядит весьма контроверсивно, ибо христианство всегда боролось (во всяком случае, внешне) со всяким проявлением гедонизма и сексуальностью как таковой. Как ты объяснишь это противоречие и, в особенности, песню "Let The Children Cum To Me"?
Я не могу согласиться с большей частью интерпретаций человеческого воплощения Христа - но, в то же время, существует масса исторических фактов и свидетельств, которые искренне меня занимают. Я сам внимательнейшим образом изучил Новый Завет и, к тому же, открыл для себя другого автора, интересного своими размышлениями о Христе и его значении: это Никос Казансакис. Второй философ, открывший для меня новые измерения христианства, - это Людвиг Файербах со своим "The Essence of Christianity". Кое-что было почерпнуто, конечно, и из Ницше - но он меня больше интересует своими мыслями о человечестве в целом, его месте и роли в истории, нежели желанием искоренить религию как один из видов обычной социальной болезни.
Я считаю, что христианство - это одна из деталей... хммм... практически Высшего Плана.
Что же касается моих текстов, то они в большей степени ориентированы на выводы, последствия и экстраполяцию, нежели на оригинальный миф, который используется, скорее, в качестве точки отсчета и/или ссылки, а не как отдельная тема. "Let The Children..." - это песня, базирующаяся на библейской иронии, её интерпретации и, в особенности - сквозь призму человеческого поведения - над тем, сколько извращений породила сама христианская религия. Не для кого ведь не секрет, что насилие над детьми - не редкость в большинстве "святейших" жреческих обществ.
Какие книги повлияли на твоё восприятие мира больше всего? Что ты читаешь сейчас - если, конечно, ещё есть время на занятия самообразованием?
Это, конечно, "Цветы Зла" Бодлера, "Города красной ночи" Бэрроуза, "Парфюмер" Патрика Зюскинда и "Последнее искушение Христа" Никоса Казансакиса. Сейчас читаю и перечитываю Вольтера, "Доктора Фауста" Томаса Манна, сборник мини-рассказов португальского писателя Эка де Куэйрос и компиляцию классических произведений научной фантастики.
Насколько мне известно, ты закончил философский факультет... что можешь об этом сказать: сильно ли полученные в Университете знания помогли тебе в понимании окружающего мира? И... много ли удалось понять на сегодняшний день?
Могу точно сказать, в чем мне помогла учёба в Университете: благодаря углубленному изучению философии, я смог точно определить для себя границы жизни - и место, где она закачивается, уступая банальному выживанию. Второй плюс: мною была осознана исключительная ценность познания, поиска ответа на многочисленные вопросы, исследования и изгнания духа невежества. Много это или мало, сказать не могу. Я знаю только то, что... что этого недостаточно.
Твоё отношение к сатанизму?
Интерес как выражение радикального антропоцентризма.
Продолжая тему "EroticA" в твоей лирике - не только в христианском контексте, а вообще... Ты часто используешь сочетание "deadly" и "erotic" в качестве характеристики своих текстов... почему? Неужели Смерть кажется настолько привлекательной?
Если речь идёт о песне "Eurotica", то это по большей части социально/философская, в чём-то даже политическая вещь о конформизме и его самоиронии... но, тем не менее, я отвечу на твой вопрос. Да, Смерть действительно привлекательна, я чувствую искреннее очарование ею, её значениями, её измерениями, ценностями и тайными кодами. Что же касается сексуальной области Смерти, то, полагаю, это часть мирского воплощения процесса умирания, вопрос очень сложный и нуждающийся в дополнительном исследовании. Например, факт, что у Hanged Man (повешенных - авт.) часто происходит эякуляция, по моему разумению, в этом плане совершенно не исключителен. И не случаен.
Назови пять эпитетов, слов, которые у тебя ассоциируются со словом "эротика"...
Рот, вода, неизвестное на улице, мучение, удушение.
Есть ли какие-то черты, которые ты ненавидишь в женщинах? И... можешь ли ты описать свой идеал?
Мне не нравится женское любопытство в том, что касается Меньшего Плана. Женщины - это m.i.p.(mystery in progress, "развивающаяся тайна" - авт.) Ещё ненавижу жить их жизнью - а большинство женщин хотят, чтобы их жизнью жил кто-то другой. Жил кто-то за них и ради них. А что касается идеала... если б я её встретил, то, скорее всего, она бы мне не понравилась. Я бы её просто не узнал...
Человеческие взаимоотношения (любовь, дружба и т.п.), как правило, складываются из многих разных, порой плохо совместимых и противоречивых компонентов... Какой из них кажется тебе наиболее важным, что ценишь в людских отношениях больше всего?
Я думаю, как раз эту сложность и противоречивость. Мы - это то, что стоит за нашими же проблемами, но, к сожалению, не за решениями этих проблем. Человечность мне представляется как улыбка... вырезанная на лице острым ножом. Они кровава, болезненна, патетична... но это всё-таки улыбка, жест щедрости и радости. Меня крайне интересует удовольствие от этой мучительности... интересует как испытателя, наблюдателя, свидетеля и...части этого сложного клубка.
Твоё отношение к извращениям - ЧТО бы ты назвал извращением?
Жить - это первое и главное извращение, на фоне которого всё остальное выглядит лишь способом, позволяющим ему стать более разнообразным, интересным или же, наоборот, скучным. В этом я не судья...я соучастник многих преступлений.
Традиционно, небольшая тур-история напоследок...
В нашем первом туре мы провели семь недель в фургоне. С собой приходилось возить спальные мешки. Первый сейшн проходил в Глазго (Шотландия), потом - проколесив всю Европу - мы оказались в Германии. Между делом мы избавились от одного из мешков...не помня уже, где и когда. А потом нашли его снова. Потом опять выкинули...но в течение нескольких месяцев, теми или иными путями, эта штуковина продолжала нас находить, Однажды этот мешок даже "пришёл" к двери клуба, в котором мы играли. Страшноватый предмет, правда?
2002
Интервью взяты отсюда:
http://moonspell.darkside.ru/index2.html
...сам не употребляю наркотики, а алкоголь употребляю редко.
1996
Два лучших номера "Mephisto" и "Vampiria" утвердили в сознании фэнов, что Moonspell, пожалуй, является лучшей группой нео-готики. Однако эти песни на концертах звучат несколько иначе, нежели варианты, представленные в студийной записи. Чем вызвано такое видоизменение, рассказывает вокалист и главный текстовик группы Фернандо.
Мы очень устали от такого рода эстетики. Некоторые люди говорили нам об этом, и они были абсолютно правы. Но я всегда пытался описывать подобные вещи различными способами. Когда я писал о вампирах в песне "Vampiria", которая является одной из самых наших любимых, люди не совсем верно поняли тот смысл, который я изначально туда вкладывал. Также и в песне "Mephisto" имеются в виду мифы и литературные фигуры, и идея была таковой, чтобы люди чаще задумывались об этом. Но, конечно, у нас это не получилось.
Продолжение
Сам же Фернандо о своей музыке отзывается следующим образом:
Я никогда не считал нашу группу пуританской, придерживающейся каких-либо канонов; некоторые люди причисляют нас к Gothic, но я действительно не понимаю, зачем загонять себя в искусственные рамки, к тому же Gothic – лишь малая часть стиля под общим названием Heavy Metal. Я думаю, что у нас рок-ориентированное звучание, иногда мы становимся агрессивными, иногда металлический саунд уходит на второй план, но я думаю, что нас нельзя причислить к каким-либо стилям.
У нас металлическая основа, роковые корни, но мы начинали как группа, свободная от каких-либо предрассудков, мы часто использовали акустические гитары, приспосабливали другие инструменты, так что мы никогда не были металлическими ортодоксами.
...к примеру, песня "Eurotica" навеяна вовсе не тем, о чем вы подумали. Это навеянная социальными антиутопиями Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла, песня о ЕЭС, о котором Фернандо отзывается не более и не менее как о "политическом и интеллектуальном клонировании" в Европе.
...Я думаю, что люди смогут понять, что группа Moonspell не является политической группой, но происходят определенные социальные, может быть, политические вещи, мимо которых нельзя пройти, и поскольку эти вещи существуют, я хотел бы высказать о них свое мнение.
Существуют, однако, вещи, которые интересуют Фернандо не меньше, чем политика. Это… философия!
Ну, к примеру, песня "Handmade God" написана о книге "Эссе о христианстве", которая была написана немецким философом Людвигом Фейербахом. После прочтения этой книги у меня начался кризис мышления, потому что я был воспитан как настоящий католик. И я тогда сказал себе: я не хочу больше об этом думать, потому что все написано в этой книге. Это меня просто потрясло. Главная концепция книги состоит в том, что человек сам себе творит Бога, и вся философия в этой книге строится на этом, а теперь и моя жизненная концепция. Я думаю, что вера и все остальное суть человеческого творения, и очень интересно наблюдать, как человек себя ограничивает в чем-то или что-то себе запрещает, потому что это расходится с его верой или религией.
...величайшая заслуга Ницше в том, что он писал афористичным языком, выгодно отличающимся от сверхзаумных работ Канта или Декарта, потому что они не были поэтами и не знали, как красиво изложить свои мысли. Но я не люблю группы, которые заявляют, что они читали Ницше. Да они ведь не понимают его по настоящему, они только говорят о том, что прочитали "Анти-Христианина". Сколько они страниц прочитали? Пятнадцать? Двадцать? Все, на что они способны - это написать о атеизме.
1998
...в каждом интервью я повторяю, что мы не “корневая” группа. Конечно, корни – это основа всему, но давай посмотрим на все дерево, если использовать такое сравнение. Я думаю, Moonspell больше заботится о плодах, нежели о корнях. Мы не можем быть в андеграунде всю жизнь.
Так теперь вы – мэйнстрим?
Нет, я не это имел в виду. Мы имели большой успех в андеграунде, и я знаю, что каждый в андерграунде хочет, чтобы его музыку воспринимали всерьез. Андеграунд – это определенная культура, и я думаю, Moonspell – часть этой культуры. Нет, мы не имеем ничего общего с мэйнстримом. Мы не бизнесмены, мы – музыканты! Люди подразумевают под андерграундом абсолютно разные вещи, но для меня андерграунд – это, прежде всего, внутреннее состояние, а не цифры.
Помню, два года назад ты сказал, что вы репетируете в гараже. А как у вас обстоят с этим дела сейчас?
Мы перебрались в… другой гараж. В Португалии очень трудно найти подходящее место для репетиций, но нам довольно удобно там.
...в другой стране мы бы не смогли жить за счет музыки: ни в Англии, ни в Германии, ни в Норвегии, а в Португалии мы уже полтора года живем за деньги с Sin/Pecado.
1999
...для меня идеал концертника - это "The Song Remains the Same" Led Zeppelin. 90 минут музыки, 22 песни, в которых отражена вся история, весь путь группы.
...а потом, когда мы записали "Irreligious"... Альбом вышел очень вовремя, особенно в Германии, где в то время смесь готики и металла была безумно популярна, а у нас уже были в запасе такие песни, как "Vampiria" и "Erotic Alchemy". Так что нас наряду с некоторыми другими командами можно считать одними из пионеров данного жанра.
MetalKings.ru: назови пять альбомов, которые ты возьмешь с собой на необитаемый остров?
Обычно я называю диски, которые больше всего на меня повлияли, изменили меня как человека. Итак, это Bathory "Blood Fire Death", потом Root из Чехии и их диск "Hell Symphony", Type'O'Negative "Bloody Kisses", Celtic Frost "Into The Pandemonium", который имел огромное влияние на "Under The Moonspell". А вот с пятым сложнее…Может, что-то не имеющее никакого отношения к тяжелой музыке, вот, например, очень хороший альбом Питера Гэйбриэла "Passion", где записана музыка к фильму "Последнее искушение Христа". Очень хорошая этническая музыка. Она особенно сильно повлияла на нас во времена "Under The Moonspell" и "Wolfheart", хотя и не имеет никакого отношения к металлу, но сама по себе просто великолепна.
...а при написании "Butterfly…" мы вообще не думали о том, как его будут воспринимать. Это пластинка с очень серьезной, почти научной концепцией об Апокалипсисе, о теории хаоса, и мы просто хотели написать саундтрек ко всему этому. Это не такой уж и простой альбом. В плане текстов - это вообще один из самых навороченных дисков Moonspell, а может, и самый навороченный.
...я никогда не выпущу незавершенный альбом, который проработан только наполовину. Люди могут ненавидеть "Butterfly…", могут ненавидеть "Irreligious", но дело не в этом, а в том, что я никогда не слышал, чтобы кто-то называл диски Moonspell некачественными или безликими.
...тогда я начал брать уроки у преподавателя из Германии. Она достаточно известный человек на нашей сцене, ее голос звучит на альбомах Sentenced, Tiamat и у нас самих. Зовут ее Бриджит Захер. У нас она исполнила женские партии на "Erotic Alchemy" и "Raven Claws". У нее очень красивый голос, и она просто прекрасный учитель.
...а вокалистом Moonspell я стал следующим образом: в то время мы все писали тексты и никак не могли решить, кто же будет петь. Мы хотели создать свой коллектив, но еще не решили, кто на чем будет играть. А я написал лучшие тексты. Это не значит, что они были очень хорошие, просто у всех остальных получился вообще какой-то ужас. Мои работы на этом фоне смотрелись вполне сносно. Я немного попрактиковался с диктофоном, записал блэковый вокал, дэтовый вокал. Вообще, в начале я собирался стать барабанщиком в другом проекте под названием Archangel. То есть, в одно и то же время существовало два проекта, две группы - Archangel и Morbid God, а потом я просто сказал остальным: "Зачем нам две группы, в которых играют одни и те же люди? Давайте лучше сконцентрируемся на одной". Сочинять песни для Morbid God становилось все сложнее и сложнее, а представьте, что нужно было это делать для двух групп. Так я и стал вокалистом.
...как я уже говорил, мне больше по душе более серьезные коллективы, такие, как Led Zeppelin - отличные тексты и сильная концепция, еще мне нравятся The Doors и Black Sabbath. Это гораздо более серьезные группы. Именно поэтому у меня не так много записей Kiss, одна или две, но у меня очень много пластинок The Doors и Led Zeppelin.
...я терпеть не могу группы типа Hammerfall или все эти клоны Helloween. Во-первых, я не люблю сам Helloween, а потом, мне кажется, что группы подобного плана очень уж предсказуемы. Если они хотят написать песню о битве, они точно назовут ее "Warrior of the Sword" или что-то типа того, если они захотят написать песню про дождь, они назовут ее "Rain". Мне кажется, что металлические группы могут делать боле качественный продукт. Я помню, что в 1998 году, особенно в Германии, все словно чокнулись на подобной музыке, и она быстро распространилась по всему миру, но сегодня все нормализовалось. Если бы не возвращение старых групп, кого с отличным материалом, кого - с полной чепухой, все бы уже кончилось. Короче, мне это не нравится. Я называю такой стиль "хэппи-металл"…
...если у нас будет достаточно денег, в следующий раз мы привезем полный сценический комплект, который напоминает реквизит к фильму Тима Бартона "Nightmare Before Christmas".
(выполнят ли свое обещание? Думаю, вряд ли...-S.D.)
MetalKings.ru: У тебя есть талисман или амулет, без которого ты никогда не выйдешь на сцену? Вещь, которая заранее предопределит, что шоу пройдет хорошо?
У меня есть вот это кольцо с пентаграммой. Это кольцо для меня очень особенное. Я почти всегда выступаю с ним. Мой талисман - это моя сценическая одежда, которую я стираю очень редко, и особенно мои кожаные штаны, с которыми я провел 3-4 тура. Мне пришлось одни уже сменить, т.к. они уже держались исключительно на скотче - еще один или два концерта, и я бы пошел на сцену голым. Новые штаны мне подарил Педро, я сам никогда ничего не покупаю. И теперь они тоже стали одним из моих талисманов. Во время тура в поддержку "Sin", у меня был другой талисман - медальон Солнца из культуры Ацтеков. Он очень хорошо вписывался в концепцию альбома, которая была связана с неким чувством религиозного торжества. Но обычно - это кольцо с пентаграммой, мои кожаные штаны, и моя система персональных ушных мониторов, с помощью которых я себя слушаю. Я никогда не выхожу без них на сцену. Я всегда одеваюсь в одну и ту же одежду, и у меня еще есть моя шляпа. Короче, полно всего.
MetalKings.ru: Расскажи о самом курьезном случае, произошедшем на концерте?
Самый курьезный случай был, когда мы играли с Kreator на разогреве на нашем европейском турне "Butterfly Effect". Итак, играли мы в очень странной местности в итальянском Тироле. За сценой открывался вид на Альпы, и нам просто пришлось его закрыть нашим задником. Так вот, создавалось впечатление, что все на концерте разбились на пары и просто откровенно трахались. Я сам видел несколько пар, которые делали это прямо в зале. Видимо, Moonspell в тот вечер создали какую-то особую ауру, прямо как на ведьминском шабаше. Я почти уверен, что никто не знал, что за группы выступали. Народ пришел туда, потому что это была местная вечеринка. Но самая странная и забавная вещь произошла под конец вечера - я видел, как люди начали танцевать так, как обычно танцуют на бальных танцах, но происходило все это под "Pleasure to Kill". Все были в усмерть пьяные. Всего и не перечислишь, но венцом всего стал парень, который просто отлил на "креаторовский" задник. Может, он так с нами попрощаться хотел?
MetalKings.ru: Твой любимый алкогольный коктейль?
Мне нравится все кислое, например, водка с лимоном, ром с лимоном, абсент с топленым сахаром. Мой любимый напиток - красное вино.
MetalKings.ru: Как ты борешься с похмельем?
А лекарства-то никакого еще не изобрели. Есть таблетки, которые помогают. У меня похмелье после вискаря с ромом. После красного вина утром просто ужасно воняет изо рта, но зато нет похмелья. У меня, по крайней мере. Какого-то специального рецепта нет - избегайте похмелья!
(Хм...А в 1996 г. говорил, что пьет редко..-S.D.)
2002
Что ты чувствуешь, стоя на сцене? Как проходит процесс перевоплощения - есть ли ощущение некой внутренней перемены под воздействием атмосферы той или иной песни? И - каким бы ты хотел предстать в эти минуты перед своими зрителями, слушателями, фэнами?
Прежде всего, я стараюсь воплощать свои песни (особенно лирические образы) духовно и - уже как следствие - физически. Этот процесс далёк от глупого психоанализа "переселения" из одного персонажа в другой - ибо считаю, что такое "переселение" слишком мелко, оно не выходит за уровень банальной маски. Откровенность, истинность и сила рождаются только в единении "личность-и-образ"... и в этом плане моё представление всегда спонтанно, смена движений и мимики происходит сама по себе: это как бы отдельная от меня жизнь... Если зрители смогут в ней что-то увидеть, соотнести себя с этим, прочувствовать магию общения - хорошо. А уж КАК они все это увидят - это зависит только от них, от неповторимости момента и глубины нашей интимно-духовной связи. Я не могу это определить, могу только в чем-то повлиять - в той или иной степени.
Ты всегда отличался нестандартным использованием христианской символики в своих текстах. Иногда довольно провокативно, но... всегда интересно. Я просто попрошу тебя прокомментировать несколько моментов, хорошо? Во-первых, образ и характер Иисуса Христа. Веришь ли ты, что он реально существовал - и что можешь сказать о ницшеанской трактовке "психологии Спасителя"? Согласен ли с ней?
Во-вторых, ты частенько изображаешь его (Христа) в крайне эротичном, сексуальном контексте, что само по себе выглядит весьма контроверсивно, ибо христианство всегда боролось (во всяком случае, внешне) со всяким проявлением гедонизма и сексуальностью как таковой. Как ты объяснишь это противоречие и, в особенности, песню "Let The Children Cum To Me"?
Я не могу согласиться с большей частью интерпретаций человеческого воплощения Христа - но, в то же время, существует масса исторических фактов и свидетельств, которые искренне меня занимают. Я сам внимательнейшим образом изучил Новый Завет и, к тому же, открыл для себя другого автора, интересного своими размышлениями о Христе и его значении: это Никос Казансакис. Второй философ, открывший для меня новые измерения христианства, - это Людвиг Файербах со своим "The Essence of Christianity". Кое-что было почерпнуто, конечно, и из Ницше - но он меня больше интересует своими мыслями о человечестве в целом, его месте и роли в истории, нежели желанием искоренить религию как один из видов обычной социальной болезни.
Я считаю, что христианство - это одна из деталей... хммм... практически Высшего Плана.
Что же касается моих текстов, то они в большей степени ориентированы на выводы, последствия и экстраполяцию, нежели на оригинальный миф, который используется, скорее, в качестве точки отсчета и/или ссылки, а не как отдельная тема. "Let The Children..." - это песня, базирующаяся на библейской иронии, её интерпретации и, в особенности - сквозь призму человеческого поведения - над тем, сколько извращений породила сама христианская религия. Не для кого ведь не секрет, что насилие над детьми - не редкость в большинстве "святейших" жреческих обществ.
Какие книги повлияли на твоё восприятие мира больше всего? Что ты читаешь сейчас - если, конечно, ещё есть время на занятия самообразованием?
Это, конечно, "Цветы Зла" Бодлера, "Города красной ночи" Бэрроуза, "Парфюмер" Патрика Зюскинда и "Последнее искушение Христа" Никоса Казансакиса. Сейчас читаю и перечитываю Вольтера, "Доктора Фауста" Томаса Манна, сборник мини-рассказов португальского писателя Эка де Куэйрос и компиляцию классических произведений научной фантастики.
Насколько мне известно, ты закончил философский факультет... что можешь об этом сказать: сильно ли полученные в Университете знания помогли тебе в понимании окружающего мира? И... много ли удалось понять на сегодняшний день?
Могу точно сказать, в чем мне помогла учёба в Университете: благодаря углубленному изучению философии, я смог точно определить для себя границы жизни - и место, где она закачивается, уступая банальному выживанию. Второй плюс: мною была осознана исключительная ценность познания, поиска ответа на многочисленные вопросы, исследования и изгнания духа невежества. Много это или мало, сказать не могу. Я знаю только то, что... что этого недостаточно.
Твоё отношение к сатанизму?
Интерес как выражение радикального антропоцентризма.
Продолжая тему "EroticA" в твоей лирике - не только в христианском контексте, а вообще... Ты часто используешь сочетание "deadly" и "erotic" в качестве характеристики своих текстов... почему? Неужели Смерть кажется настолько привлекательной?
Если речь идёт о песне "Eurotica", то это по большей части социально/философская, в чём-то даже политическая вещь о конформизме и его самоиронии... но, тем не менее, я отвечу на твой вопрос. Да, Смерть действительно привлекательна, я чувствую искреннее очарование ею, её значениями, её измерениями, ценностями и тайными кодами. Что же касается сексуальной области Смерти, то, полагаю, это часть мирского воплощения процесса умирания, вопрос очень сложный и нуждающийся в дополнительном исследовании. Например, факт, что у Hanged Man (повешенных - авт.) часто происходит эякуляция, по моему разумению, в этом плане совершенно не исключителен. И не случаен.
Назови пять эпитетов, слов, которые у тебя ассоциируются со словом "эротика"...
Рот, вода, неизвестное на улице, мучение, удушение.
Есть ли какие-то черты, которые ты ненавидишь в женщинах? И... можешь ли ты описать свой идеал?
Мне не нравится женское любопытство в том, что касается Меньшего Плана. Женщины - это m.i.p.(mystery in progress, "развивающаяся тайна" - авт.) Ещё ненавижу жить их жизнью - а большинство женщин хотят, чтобы их жизнью жил кто-то другой. Жил кто-то за них и ради них. А что касается идеала... если б я её встретил, то, скорее всего, она бы мне не понравилась. Я бы её просто не узнал...
Человеческие взаимоотношения (любовь, дружба и т.п.), как правило, складываются из многих разных, порой плохо совместимых и противоречивых компонентов... Какой из них кажется тебе наиболее важным, что ценишь в людских отношениях больше всего?
Я думаю, как раз эту сложность и противоречивость. Мы - это то, что стоит за нашими же проблемами, но, к сожалению, не за решениями этих проблем. Человечность мне представляется как улыбка... вырезанная на лице острым ножом. Они кровава, болезненна, патетична... но это всё-таки улыбка, жест щедрости и радости. Меня крайне интересует удовольствие от этой мучительности... интересует как испытателя, наблюдателя, свидетеля и...части этого сложного клубка.
Твоё отношение к извращениям - ЧТО бы ты назвал извращением?
Жить - это первое и главное извращение, на фоне которого всё остальное выглядит лишь способом, позволяющим ему стать более разнообразным, интересным или же, наоборот, скучным. В этом я не судья...я соучастник многих преступлений.
Традиционно, небольшая тур-история напоследок...
В нашем первом туре мы провели семь недель в фургоне. С собой приходилось возить спальные мешки. Первый сейшн проходил в Глазго (Шотландия), потом - проколесив всю Европу - мы оказались в Германии. Между делом мы избавились от одного из мешков...не помня уже, где и когда. А потом нашли его снова. Потом опять выкинули...но в течение нескольких месяцев, теми или иными путями, эта штуковина продолжала нас находить, Однажды этот мешок даже "пришёл" к двери клуба, в котором мы играли. Страшноватый предмет, правда?
2002
Интервью взяты отсюда:
http://moonspell.darkside.ru/index2.html